12 февраля 2009 года  /  Аналитика и обзоры

Канон один, а нас много

У каждого фандома, разумеется, есть канон – то литературное произведение, фильм или даже реальные люди, которые и породили фанатов, способных в свою очередь творить. У особо удачливых литературных произведений канон поддерживается (или, напротив, не поддерживается) киноном. Многочисленные споры рождает вечное противостояние канона и АУ – альтернативной вселенной.

Альтернативная вселенная включает в себя следующие основные возможности развития событий:

  • Вариант А. Герои изначально живут в иной вселенной, значительно отличающейся от вселенной автора канона.
  • Вариант Б. Герои проживают в Альтернативной вселенной, которая отлична от вселенной автора некоторыми нюансами, значимыми для развития сюжета.
  • Вариант В. Герои попадают в Альтернативную вселенную, значительно или нюансами отличающуюся от вселенной автора канона, по воле фикрайтера.
  • Вариант Г. Вселенная фикрайтера имеет изменения по сравнению со вселенной автора канона, но они не играют существенной роли для истории.

Конечно, разделить можно и более дробно, но остановимся пока на этом. Итак, рассмотрим все эти варианты, начиная для разнообразия с конца. Всем вам приходилось читать фики или смотреть коллажи, которые сделаны до того, как вышли все семь книг Роулинг. И хотя сейчас мы знаем, что новым министром магии после Фаджа стал Скримджер, а не Диггори, для школьной гермидраки или снарри это не играет ровным счетом никакой роли. Синие или серые глаза у Блэка, сколько лет Амбридж – эти факты не имеют значения в большинстве фиков, разве что для совсем уж ярых канонистов, которые в ужасе, что Рона звали  Роном Артуром Уизли, а на самом деле его вторым именем оказалось Билиус.

Второй вариант гораздо сложнее. «Что было бы, если?..» терзается фикрайтер. А если Волдеморт не убьет, а удочерит Лили? А если хоркруксов три десятка?.. История пойдет иначе, а следить за изменением характеров персонажей, поставленных в такие условия, очень интересно. Авторы грезят той самой бабочкой, раздавив которую, можно изменить мир. И меняют его, меняют. В зависимости от умения авторов, меняют удачно или не очень.

Поясню, почему вариант В объединяет вроде бы довольно разные группы. Кто-то, вероятно, подумает, что Альтернативная вселенная Альтернативной вселенной рознь – то ли ты попадаешь в мир, где у тебя отец другой, то ли в каменный век или киберпанк. Позвольте здесь не согласиться с теми, кто так считает. Конечно, если бы несчастный Гарри/Снейп/Гермиона (хотя чаще всё-таки Гарри), попадая в этот альтернативный мир, видел бы, насколько велика вероятность, что автор забросил бы его к питекантропам, он бы с вами согласился. Ан нет, не загорается в мозгу Гарри надпись: «Следующая остановка – АУ, где вы – сын Снейпа, выходим, или всё-таки к питекантропам?» А потому шок у персонажа совершенно одинаковый.

У хорошего автора очень интересно наблюдать именно за тем, как герой выкарабкивается из этого и что предпринимает в дальнейшем. Стрессы, чаще всего чужие, вообще очень благотворно влияют на читательскую психику, поэтому такие фики пользуются заслуженной популярностью. Разумеется, если автор следит за характером персонажа и не дает ему превратиться в супермена, который щелкает эти миры как орешки.

В данном случае у автора есть выбор – герои могут остаться точно такими, какими были до своего внезапного перенесения в Альтернативную вселенную, а могут кардинально измениться. И то, и другое вполне имеет право на существование, хотя, разумеется, критики нередко считают иначе. Наверное, многие авторы втайне жалели, что критики со стороны «В какой ООС превратился Снейп, когда узнал, что Гарри его сын!» и критики, выдающие «Снейп, по-вашему, одноклеточное? У него сын появился, а он по характеру та же скотина!», практически никогда не встречаются в дискуссиях. В любом случае, описывая подобные ситуации, проще быть готовым к критике этого момента, это убережет нервные клетки всем.

А вот следующий вариант намного сложнее. О том, что у него есть сын, Снейп узнал не в 30-35 лет. Он растит его с младенчества. Гарри не попадает в мир, где его родители не погибли, он в нем живет. Гермиона не уворачивается с визгом от Волдеморта, шипящего «Иди сюда, доченька», она зовет его папочкой. И тут мы сталкиваемся с тем, что называется «палкой о двух концах». Мы видим текст, в котором Снейп – саркастичный и недовольный всем зельевар, Гарри – немного дерганный и несчастный подросток, а Гермиона придумывает ГАВНЭ и дружит с Роном Уизли, или мы видим тех, кем они бы стали, попади в такие условия, которые описывает автор. И в таком случае, как ни удивительно, мы получаем логичных персонажей с одним недостатком – клеймом ООС. И можно сколько угодно доказывать, что нельзя вырасти в других условиях и стать тем, что описывает Роулинг. Максимум, что удастся получить в ответ (если критик бывалый), так это пренебрежительное «Ну и писали бы себе про Васю Пупкина. Ориджинал!». Удивительно, но в такие моменты слово «ориджинал» выглядит ругательством. Случайно, наверное.

К этому же варианту относятся и многочисленные изменения по ходу книги или в пост-Хогвартсе. Только здесь вопрос стоит гораздо сложнее и тоньше, однако, при трезвом рассмотрении, можно согласиться, что Драко, который вырос и женился, будет отличаться от того Драко, который пакостил Гарри в школе. Правда-правда!

Пост-Хогвартс – это вообще больная тема как для авторов, так и для читателей. Одни хотят продолжения любимых историй с любимыми персонажами, а другие хотят увидеть, как герой взрослеет, как меняется его характер. И как часто такие фикрайтеры и читатели не совпадают, в результате оставаясь разочарованными. Читатель расстроен непонравившимся фиком и спешит ответить тем же фикрайтеру, отзываясь о его работе как об «ООС, а не АУ».

Но Мерлин с ним, с пост-Хогвартсом, возьмем пример поближе. А если Сириус погиб бы уже на третьем курсе Гарри, не было бы его писем крестнику и их коротких встреч? Наверное, Гарри стал бы немного другим. Да что мы, собственно, – умер раньше, умер позже. А вот не умер – и что? Сириус видит в Гарри второго Джеймса, его расстраивает любое отличие, он живет воспоминаниями мародеров, потому что своей зрелости у него не было, и Гарри – тянущийся к нему. Стал бы Гарри другим? Мне кажется, что стал бы. И, как ни странно, это совсем не ООС.

И, наконец, последний вариант, когда герои изначально живут в альтернативной реальности, которая значительно отличается от мира Роулинг. Здесь варианта, как ни удивительно, тоже два. Или герои имеют другие характеры, не похожие на каноничные, что в результате приводит не к АУ+ООС, как можно было бы подумать, а к ориджиналу со «случайным или намеренным совпадением имен». В то же самое время, любой мир, хоть тех же питекантропов, может породить героев, которые будут иметь характер, схожий с характером канонического прототипа, и, вероятно, схожие социальные отношения (у питекантропа СэСэ любимая питекантропиха ушла к лохматому уроду только потому, что он смог убить мамонта и вообще живет с той же стороны реки!), а значит, вполне претендовать на сходство с персонажами Роулинг просто в очень изменившейся альтернативной реальности.

Хочу дополнительно отметить – именно «характер, схожий с характером канонического прототипа», а не канонический характер. Дело в том, что претендовать на каноничность на самом деле могут персонажи только в руках своего демиурга. И вот он может делать с ними что угодно. Объясню образно. Вспомните школьные годы. Сколько прямых можно провести через две несовпадающие точки? Одну. А через семь? В самом лучшем случае одну. А кривых? Сколько угодно. Вот и получается, что мы чертим свои кривые, у кого-то ближе к прямой, у кого-то – дальше. Кто-то со стилем речи напортачил, а кто-то приписал герою любовь к тому, к кому нет любви в каноне – вот и готова кривая. А вот если вокруг этих семи точек рисовать круг… да, пожалуй, это уже ООС.

Разумеется, говорить о каноне и АУ, ООС и персонажах IС можно несоизмеримо дольше. Тема эта благодатная, недаром на многие подводные камни этого вопроса напоролись участники и читатели Битвы. Поэтому, если у вас, дорогие читатели, есть вопросы, предложения, жалобы или просто желание высказаться по данному вопросу, пишите нам по адресу:

 

Лондон
«Ежедневный пророк»
Организаторам «CHESSтной игры»


Послать сову

Газета «Ежедневный пророк». E-mail редакции: TheDailyProphet@mail.ru.